Лазер впервые нагрел вещество до температуры центра Солнца

17 / 02 / 2010

Международной группе исследователей впервые удалось добиться нагрева вещества до 10 миллионов градусов. Эксперимент был проведен на одном из самых мощных в мире лазеров – британском Vulcan. По мнению ученых, полученные результаты не просто взятие очередного температурного «барьера», а важный шаг на пути осуществления управляемого термоядерного синтеза.

Согласно отчету, опубликованному в журнале New Journal of Physics, в ходе серии опытов на Vulcan были достигнуты мощности излучения в 0,32–0,73 петаватта (один петаватт – тысяча триллионов или 1015 ватт).

Воздействие лазером на «сердечник» длилось в течение одной пикосекунды (одной триллионной доли секунды) и было сосредоточено в луче диаметром в одну десятую человеческого волоса. Таким образом, интенсивность излучения – одна из ключевых инструментальных характеристик лазера – составила около 4 х 1020 ватт на см2.

Эта «удельная мощность» несколько меньше, чем полученная на американском HERCULES в феврале нынешнего года. Тем не менее, длительности импульса (времени воздействия лазером), достаточной для нагрева вещества до столь высокой температуры, ранее добиться не удавалось.

Вообще говоря, в мире всего несколько петаваттных лазеров – помимо уже упомянутых, это установка в американской Ливерморской лаборатории (Lawrence Livermore National Laboratory), LOA во Франции, Jena в Германии и аппарат в исследовательском центре фотоники (Advanced Photonics Research Center) в Японии. Напомним, что петаватт – это примерно в 100 раз больше суммарной мощности всех земных электростанций.

Так вот, проблема до недавнего времени состояла в том, что малая длительность импульса вкупе с крошечной областью воздействия луча не позволяли исследователям фиксировать результаты таких экспериментов. Действительно, если данные нельзя измерить количественно, то пользы от опыта – никакой.

На Vulcan эту проблему так называемого «пространственного разрешения» (spatial resolution), необходимого для «извлечения» данных, удалось решить с помощью специальной оптоволоконной системы.

По мнению профессора Питера Норриса (Peter Norreys) из лаборатории Рутерфорд Эпплтон (Rutherford Appleton Laboratory), где и проводились испытания, полученные результаты позволят значительно продвинуться в разработке лазера следующего поколения по проекту Hiper. На этой установке ученые планируют нагреть вещество до 100 миллионов градусов, что необходимо для запуска термоядерной реакции.

«Hiper будет очень масштабным проектом, так что нам надо подтвердить правильность понимания его потенциальных возможностей», – говорит исследователь.

Напомним, что термоядерная энергия на сегодняшний день рассматривается как одна из «панацей» в условиях роста населения Земли, с одной стороны, и истощения природных ресурсов – с другой. Топливом для ядерного синтеза являются дейтерий и тритий – два изотопа водорода, которые теоретически можно «добывать» в Мировом океане.

Термоядерная реакция естественным образом происходит в недрах Солнца, но в условиях низкого земного давления для еу осуществления потребуются температуры как раз порядка 100 миллионов градусов.

Напомним, что помимо лазерной установки, другим (и более перспективным на данный момент) способом достижения управляемого термоядерного синтеза является ускоритель частиц, на котором происходит нагрев и удержание высокотемпературной плазмы в электромагнитном поле. Самым известным на данный момент проектом в этой области является ITER, о котором мы уже писали. Также стоит вспомнить достижение китайцев.

Но, возможно, лазеры «обгонят» ускоритель: ученые ожидают получить «лучевую» термоядерную энергию уже к 2012 году.

«Эффективное воздействие лазером на вещество в сердечнике – решающий фактор для запуска термоядерной реакции, оно является одним из ключевых вопросов, которые необходимо разрешить для строительства рабочего реактора», — говорит доктор Джонатан Дэвис (Jonathan Davies) из Высшего технического института (Instituto Superior Técnico) в Лиссабоне, который принимал участие в исследовании.

Читайте также о том, как с помощью лазера астрономы изучили недра газовых гигантов, а также о лазере, обходящем капризы квантовой физики.

Источник: BBC News